Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Реклама

ДУМЫ О РОДИНЕ

9-11-2018, 15:37
Автор: User
Просмотров: 556
Комментариев: 0
Версия для печати



Внашей стране планируется широко отметить
90-летие великого писателя и общественного деятеля Чингиза Айтматова. Об этом говорится
в постановлении Президента Шавката Мирзиёева
от 2 апреля 2018 года.
«Великий писатель и общественный деятель Чингиз Айтматов является выдающейся личностью, гордостью не только кыргызского народа, но и всех тюркских народов, в том числе народа Узбекистана, большим другом которого он был», - говорится в документе. «Многогранная деятельность Чингиза Айтматова была посвящена сохранению мира и спокойствия в нашем регионе, его будущему и процветанию, укреплению дружбы и согла-сия между нашими народами, тому, чтобы защитить их от любых конфликтов и противоречий», - отмечается в постановлении. «Общественность Узбекистана всегда с благодарностью будет помнить, как во времена организованных в80-е годы прошлого века бывшим Центром политических кампаний, известных как «узбекское дело» или «хлопковое дело», Чингиз Айтматов, обладавший обострённым чувством справедливости, с высоких трибун мужественно защищал честь и достоинство нашего народа. В знак огромного уваженияк нему народа Узбекистана он награждён орденами «Дустлик» и «Буюк хизматлари учун». Его дружба и творческое сотрудничество с известными представителями узбекской литературы и искусства служат примером для наших молодых литераторов», - подчёркивается в документе.
Имя Чингиза Торекуловича Айтматова хорошо знакомо широкому кругу читателей. Его произведения воспитывают чувства человека, учат воспри-нимать красоту окружающего мира. Остановимся на ранних произведениях писателя.
Повести «Материнское поле» и «Первый учитель»
Героиня повести «Материнское поле» Толгонай, вспоминая первый хлеб первого урожая, который вырастил её старший сын – комбайнёр Касым, говорит: «Это был народный хлеб – тех, кто вырастил его, тех, кто в тот час был рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце моё переполнилось гордостью за сына, но об этом никто не знал.
И я подумала в ту минуту о том, что материнское счастье идёт от народного счастья, как стебель от корней. Я и сейчас не отрекусь от этой святой веры, что бы ни пережила, как бы круто жизнь ни обращалась со мной. Народ жив, потому и я жива...». Надо помнить о том, что слова эти говорит мать, ро-дившая, растившая, воспитавшая трёх сыновей, а потом одного за другим потерявшая их на войне. Надо помнить о том, что говорит она эти слова не с трибуны... Она просто рассказывает о своей жизни другой великой Матери – земле, которой не солжёшь, перед которой не сфальшивишь. И вот, поняв это, нам становится предельно ясна позиция автора: в обществе судьба одного человека – неотрывная часть судьбы всенародной. Слова эти могли бы оставаться правдивыми, прекрасными, но всё же привычными словами, если бы их высокая сущность не нашла бы воплощения в художественных образах, созданных такими крупными мастерами, каким является Ч.Айтматов.
В повести «Первый учитель» Ч.Айтматов ставит перед собой большую задачу: создать могучий реалистический образ человека, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением.
Грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым годам прошлого страны. Ч.Айтматов создал живую легенду об одном из таких людей – о первом учителе из аула Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Поймёт ли современный образованный человек титанический труд и беспри-мерное мужество этого человека, подвиг, совершённый им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в кото-рых пришлось работать Дюйшену. Эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологи-ческие проблемы и сложный авторский замысел. Куркуреу – аул небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для них советская власть не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. «В ней вся сила!», - говорят аулчане. Дюйшен страстно берётся за дело. Чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай. Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие учёные, инженеры, лётчики, учителя – строители культуры, будущего.
Подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в сельских детях жажду к знаниям, он влияет и на всё взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь самый прямолинейный противник просвещения Сатымкул: «Что уж там говорить, мы тоже коечто понимать стали». Это значит, Дюйшен научил отсталый аул думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого человека, становящегося примером для молодёжи.
Алтынай и Толгонай, Танабай из «Прощай, Гульсары!» – это поколение, выросшее под прямым влиянием Дюйшена. Оно призвано стать прочным мостом для перехода страны от мрачного прошлого к энергичному будущему. Герои мечтают о будущем, и тут вдруг трагедия – война. На страницах повести трагическое дыхание коснулось не только тех, кто сражался на фронтах, но и кто был далеко в тылу, в киргизских степях и городах.
Шла война, а дети войны, минуя отрочество, сразу становились взрослыми мужчинами, так как они наследники Дюйшена.
Художественное и воспитательное значение творчества Чингиза Айтматова непреходяще, так как в нём органически связаны думы о Родине, разных поколениях, о непрерывающейся связи времён.
                                                                                                 Роза САГДУЛЛАЕВА,
                                                                      преподаватель русского языка и литературы
                                                                      академического лицея «Сайилжойи» ДжГПИ.скачать dle 12.0
Рейтинг статьи:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.